ASPMaster (aspmaster) wrote,
ASPMaster
aspmaster

Шанхай. Часть 1 - Better City, Better Life



Шанхай - самый большой город Китая. Здесь живёт больше 19 млн человек. Тем не менее это просторный, чистый, зелёный, высокотехнологичный город. Тут нет огромных толп людей-роботов, бегущих по своим делам. Это совершенный город, отдающий некоторой приторностью. Плакаты с его девизом: Better City, Better Life, висят тут повсюду. И всё подчиняется этому правилу.


Шанхай - китайский город и для въезда требуется виза. Она получается очень просто в консульстве в Москве. Нужна только анкета с фотографией, бронь авиабилетов и бронь отеля. Если лень ждать неделю, за чуть большую плату визу могут сделать за один день.

В Шанхай беспересадочно летает Аэрофлот. Лететь 8-10 часов. В самолёте есть монитор, где можно просматривать фильмы на русском языке, что заметно скрашивает полёт. В начале года, когда я летал в Гонконг экранов в спинке кресел не было. Замечу, что лететь 8 часов почему-то намного приятнее, чем 3-5 часов в Европу.



Самое неприятное - это сильный сдвиг времени - 5 часов. Из-за этого постоянно хочется спать. В реальности сдвиг, похоже, ещё больше, т.к. на всём Китае единое время, хотя реально он расположен в 5 часовых поясах. Из-за этого светает тут очень рано и темнеет рано.

Национальная валюта юань. 1 юань = 4.6 руб. Все цены, если я их буду упоминать, я буду писать уже пересчитанными на рубли.

По прилёту, я сразу же отправился в город. Для этого невольно знакомишься с их транспортной системой. Да, это транспортная система 21 века.

Добраться практически до центра можно на скоростном поезде на магнитной подушке - Maglev'e. Расстояние в 30 км от аэропорта поезд преодолевает за 7 минут. Максимальная скорость при этом 430 км/ч. Впрочем, она длится всего секунды. Фактически поезд разгоняется до этой скорости и затем тормозит - и всё, приехали. Я ездил на 300 км/ч и в Тайване, и во Франции - в целом ничего особенного, но на 400 км/ч ощущения совсем другие. К тому же, поезд идёт над автобаном, то и дело поворачивая и накреняясь. Ощущение, как будто летишь над землёй. На табло в реальном времени фиксируется скорость поезда:







Впрочем, если Вам жалко потратить 180 рублей на сверхскоростной поезд, можно доехать из аэропорта на обычном метро. Метро там строится ударными темпами - около 60 км за год. Зелёная ветка соединяет два аэропорта на противоположенных концах города, а также новый железнодорожный вокзал, от которого отправляются уже обычные колёсные скоростные поезда. Например, 26 октября был открыт скоростной поезд 400 км/ч от Шанхая до Ханчжоу - расстояние в 200 км преодолевается за 45 минут. Я хотел туда съездить, но все билеты там были раскуплены на несколько дней вперёд.

Метро также высокотехнологичное и очень удобное. Его и строили для удобства людей, а не как музей у нас в Москве или как в Париже лишь бы побыстрее построить кое-как. Залы станций просторные, переходы удобные, на большинстве станций есть бесплатный туалет. На многих станциях застеклённые пути, что предотвращает случайные падения на рельсы.




На каждой станции (!) перед турникетами стоят рентгеновские аппараты, чтобы никто не пронёс бомбу и каждый если несёт большую сумку должен её туда положить и проверить. Непонятно, почему у нас ничего не могут организовать, хотя теракты постоянно. Пассажиропоток в Шанхайском и Московском метрополитене практически одинаковый. В час-пик народу в вагонах очень много, как и у нас, но давки и толкучки никакой нет. На самих станциях места очень много и толпа из вагона моментально рассасывается.




Поезда просторные и удобные. Все вагоны как положено соединены в единую трубку. Человек может пройти от первого до последнего вагона через весь поезд. Это увеличивает общее место в поезде.

Оплата билетов на метро зависит от расстояния. В принципе есть какие-то проездные, но обычно перед каждой поездкой надо купить карточку, которая программируется на поездку в нужную зону. Билеты продаются в автоматических аппаратах, можно платить купюрами, монетками или карточкой. Выбираешь нужную станцию и получаешь билет. Чтобы проехать на 1-2 станции от твоей надо заплатить 14 руб, а в другой конец города - 20 руб. Дороже не видел. Карточка прикладывается на входе и засасывается на выходе - безотходное производство, в отличие от московского, парижского или барселонского метро, где билет выбрасывается после использования (хотя нередко его также надо приложить у выхода).




Навигация в метро сделана хорошо. Выходы обозначаются цифрами, где подписываются основные улицы и достопримечательности. Хотя в Гонконге более удобна и навигация, и оплата (там используется универсальный программируемый проездной (Октопус-кард) на все виды транспорта, которым даже в ресторанах можно расплачиваться).

Кроме метро и маглева, в Шанхае много такси, автобусов и троллейбусов. Собянин у нас хочет убрать все троллейбусы. А в Шанхае наоборот всё стремится к экологичности. У них есть конденсаторные электроавтобусы - они заряжаются через специальные рожки на остановках. После зарядки едут несколько остановок и снова заряжаются. Никаких проводов им не нужно. Времени на зарядку не тратится, т.к. конденсатор заряжается практически моментально.

Особо хочу отметить, что все эти технологии не придуманы китайцами, а привнесены европейцами. Маглев и поезда метро производства Siemens. Непонятно, почему у нас не используют все лучшие достижения промышленности, а по-прежнему бьются рогом об стену, пытаясь выплюнуть из недр полуразрушенных заводов какой-нибудь жутко неудобный для людей продукт.

На дорогах города царит полный хаос. Такого нет, например, в Гонконге, где ездят также очень агрессивно, но на красный свет все моментально останавливаются. В Шанхае на светофоры никто не обращает внимания. Машины, многотонные несущиеся автобусы, велосипеды, велорикши, мопеды, люди, тележки - всё это движется в совершенно хаотичном порядке через перекрёстки. Все сигналят. Многие велосипедисты вообще не выключают звонок. Шум, хаос.. На переходах, где ходит особо много людей стоят специальные люди в коричневой униформе (не полицейские), которые призывают к порядку, чтобы водители соизволили хотя бы притормозить на красный свет. Но и их не всегда замечают.
Это пожалуй, единственный минус Шанхая. Впрочем, это особенность Китая и Тайваня. При этом никаких аварий я не видел, пока гулял. У нас бы если на день сделать такое движение, наверное половина машин перебьётся.

Пробок тут не существует. Также я не видел ни одной машины, припаркованной где-либо. Везде в центре есть подземные паркинги. Если кто и останавливается на улицах, то только из-за поломки или чтобы выгрузить товар в магазин и сразу поехать дальше.




Сам город стоит сравнивать с Гонконгом. В Гонконге правит утилитарный урбанизм. Там тотальная нехватка территории, очень маленькие квартиры, лачуги, плохая атмосфреа из-за соседства с промышленным районом Китая - Шеньженем. Жить там на мой взгляд не удобно.

Шанхай - другое дело. Здесь всё сделано для жизни обычных людей.

Все троутары по всему городу вымощены плиткой, а не асфальтом. Это очень удобно - если надо провести какой-то кабель, плитки снимаются, а потом кладутся вновь как ни в чём ни бывало. У нас же если начнут копать, то грязь, весь асфальт залатанный, во впадинах, лужах.

Везде (!) на тротуаре есть выделенная рельефная дорожка для слепых. У нас такие штуки сделали только у переходов. Там они везде - вдоль всех дорог, в метро. Впрочем, для обычных людей по ним ходить не очень удобно, а никаких слепых я там не встречал.







В городе идеально чисто. Если вдруг падает листок с дерева, то тут же подходит китаец-уборщик в синей униформе и убирает его. На улицах кроме мусора, нет и пыли. Все машины, даже допотопные, сверкают лакированными боками. По улицам ездят вакуумные пылесосы - это то, что хочет сделать у нас Собянин. Эти машинки гораздо меньше стандартных поливалок и даже легковых автомобилей, но при этом эффективно борются с пылью, а не гоняют её с одной части дороги на другую, как поливалки у нас.

Шанхай - это очень крупный порт. До китайской революции в 20 веке в Шанхае обосновались конфессии западных стран. Их влияние сформировало архитектурный облик существующего города.
В городе полно зданий стиля арт-деко на американский манер.

Шанхай расположен на двух сторонах реки Хуанпу. Основная часть города - Пуси: там находится набережная Вайтань (Бунд), старый город, знаменитая торговая переходная улица Нанкин-роад и множество других известных улиц и достопримечательностей. Другой берег реки - Пудун. Там находится современный деловой центр с самыми высокими небоскрёбами и телебашней. Впрочем, на мой взгляд, небоскрёбов там по всему городу очень много. Больше чем в Гонконге.

Это вид из моего номера:




Рядом с моей гостиницей расположилось Российское посольство - оно единственное сохранило свой особняк у реки после китайской революции, в результате которой пришли коммунисты. Засилие русских в отеле, к счастью, не омрачило моё пребывание там. В самом же Шанхае встретить человека не китайской наружности очень проблематично. В Гонгонке европейцев и американцев намного больше.




Вид с набережной Вайтань (Бунд):










Это сам Бунд. На самом деле абсолютно безынтересное место, только вид красивый. Я прошёл его от края до края. Там даже поесть нормально негде (про еду в следующей части).




Углубившись в город:

























А это старый город. Он находится недалеко от этих всех небоскрёбов. Впрочем, это специально сохранённая часть города с лачугами, а торговый центр у сада радости отдаёт какой-то искусственностью.






















В следующей части про Пудун (деловой квартал с небоскрёбами), еду, торговлю.




Оглавление (Шанхай):

Часть 1. Better City, Better Life
Часть 2. Пудун - район небоскрёбов
Tags: Китай, путешествия
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 25 comments